На нашем форуме неоднократно описывались различные системы АРУ, с самыми разнообразными алгоритмами работы, по поводу чего нередко возникали споры по поводу того, что лучше.
Понятное дело, что выкладываемые записи, не могли быть объективным показателем в спорах, т. к., у всех и шумовая обстановка абсолютно разная, и корреспонденты тоже разные - у одного эффективный компрессор, у другого - нет, один делает паузы, другой тараторит без перерыва, короче, унификация отсутствует, и спорить можно до посинения, так и не приходя к общему знаменателю - сравнивать аппараты можно только с одной антенны, синхронно записывая эфир, да и то не лишено субъективизма - сегодня тресков нет, будет выигрывать аппарат с малым временем срабатывания АРУ из-за комфортного прослушивания резко нарастающих сигналов, завтра они появились, и на коне аппарат с тормозной АРУ, которая не мешает слушать слабого корреспондента, вставляя хвост своей обработки за каждым щелчком, выбивая полезную информацию.
А ведь совершенно не вопрос проверять аппараты одним унифицированным испытательным файлом - собрать формирователь на трёх микросхемах (см., к примеру, в походной станции), там даже выходной КФ не нужен - неподавленная боковушка на динамику АРУ никоим образом не повлияет, поставить ему на выход управляемый децибельник, а на вход подавать самые разнообразные сигналы со звуковой карты, предварительно собрав их коллекцию.
К примеру, подобный формирователь у меня уже сто лет как валяется под шкафом, и я его довольно часто использую при испытаниях.
У моего формирователя стереовход по НЧ - по левому каналу подаётся сам испытательный НЧ сигнал, по правому - команды на децибельник, я могу ставить затухание от 0 дБ (100 мВ каждой боковушки) до 70 дБ, управление идёт с помощью DTMF тона - нет тона - затухание 0 дБ, тон единичка - 10 дБ, двойка - 20 дБ, и т. д.
Короче, могу и децибельником играть, и самим сигналом, формируя самую разнообразную эфирную обстановку на любой КВ частоте - опорный генератор с вдвое выше частотой снаружи.
При проверке различных трактов, я просто прогоняю свой испытательной файл, записывая НЧ сигнал с выхода проверяемого аппарата, после чего, и можно делать уже вполне ОБЪЕКТИВНЫЙ
вывод о проверяемой системе АРУ, вопрос лишь в том, чтобы включить в испытание все возможные в эфире варианты.
К примеру, на данный момент моей фантазии хватило вот на какие треки.
1. Тон в шумах - на входе аппарата искусственно зашумленный слабый сигнал - проверка реакции АРУ на шум - убедиться, что она не вносит в него неприятную АМ модуляцию на всплесках шума.
2. То же самое, но в шум вкрапливаются эфирные щелчки - проверяем реакцию на них.
3. Чистый тон с уровнем +70 дБ, с плавными провалами уровня на 20 дБ с периодом 0.2 Гц, форма огибающей - модуль синуса, всё, как при реальных замираниях.
4. Резкая ступенька - тон меняет уровень на 70 дБ туда-сюда - для проверки скоростных качеств АРУ, понятное дело, что такого в реальном эфире можно и не встретить, но пусть будет.
5. Правильно сформированный телеграф с уровнем +70 дБ с паузами.
6. Разнообразные речевые сигналы - с компрессией, без неё, с паузами, и без них, с самыми разными уровнями, в . т. ч, и с иммитацией замирания.
Вот такие мысли, какие будут пожелания/предложения, кстати, интересно, что ещё можно добавить в мою коллекцию?
В сущности, собрать прибор - дело нескольких часов, общий файл проверки я выложу, вот и будет возможности В ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ, соревноваться системами автоматической регулировки, ОБЪЕКТИВНО сравнивая все их параметры...